Правила педагогической этики

В соответствии с подпунктом 34-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила педагогической этики.
2. Департаменту дошкольного и среднего образования, информационных технологий (Жонтаева Ж.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии па официальное опубликование в периодических печатных изданиях и Информационно-правовой системе «Әділет», а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан Имангалиева E.Н.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Министра Т. Балыкбаев
Утверждены приказом
исполняющего обязанности
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 8 января 2016 года № 9
Правила педагогической этики
1. Общие положения
1. Настоящие Правила педагогической этики (далее - Правила) разработаны в соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 гола «О противодействии коррупции», а также основаны на общепризнанных нравственных принципах и нормах Республики Казахстан.
2. Правила представляют собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагогические работники opганизаций образования.
3. Знание и соблюдение педагогическими работниками положений Правил является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.
4. Текст Правил педагогической этики размещается в доступном для участников образовательного процесса месте.
2. Основные принципы педагогической этики
5. Основными принципами педагогической этики являются:
1) добросовестность:
добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнении учеников, родителей, коллег;
2) честность:
честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права ученика, его родителей (законных представителей), коллег;
3) уважение чести и достоинства личности:
Педагог уважает честь и достоинство ученика, родителя, людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает развития ребенка, проявляет готовность всегда придти ему на помощь, деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося.
Не допускается применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к участникам образовательного процесса;
4) уважение общечеловеческих ценностей:
признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.
Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в школьном коллективе;
5) профессиональная солидарность:
педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства.
Не допускается в какой бы то ни было форме, злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости;
6) непрерывность профессионального развития.
Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.
3. Основные нормы педагогической этики
6. В своей деятельности педагогические работники:
1) способствует воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;
2) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагогического работника Республики Казахстан;
3) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности;
4) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием;
5) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;
6) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях;
7) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости;
8) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
9) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
10) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей.
7. В отношениях с участниками образовательного процесса педагогические работники:
1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
2) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участниками образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;
3) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;
4) оказывают профессиональную поддержку участниками образовательного процесса.
8. В отношениях с коллегами педагогические работники:
1) соблюдают общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными;
2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагогического работника.
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 409. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области образования, физической
культуры и спорта
Сноска. Заголовок статьи 409 в редакции Закона РК от 29.12.2014 № 272-V (вводится в действие 01.01.2015).
1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей и норм педагогической этики педагогическим работником –
влечет штраф на физических лиц в размере десяти месячных расчетных показателей.
2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области образования, родителями или иными законными представителями –
влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
3. Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей руководителем или иным должностным лицом организации образования вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним, если это повлекло причинение легкого вреда здоровью воспитанников, обучающихся и работников организаций образования во время учебного и воспитательного процесса, –
влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
4. Нарушение организациями образования требований, совершенных в виде:
1) несоблюдения типовых правил деятельности организаций образования;
2) несоблюдения типовых правил приема в организации образования;
3) несоблюдения типовых правил перевода и восстановления обучающихся по типам организации образования;
4) несоблюдения типовых правил предоставления академических отпусков обучающимся в организациях образования;
5) несоблюдения типовых правил конкурсного замещения должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений, –
влечет штраф на должностных лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии.
5. Создание и деятельность организационных структур политических партий в организациях образования –
влекут штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятнадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двадцати месячных расчетных показателей.
6. Несоответствие предоставляемых образовательных услуг требованиям государственного общеобязательного стандарта образования, а также иные нарушения требований государственных общеобязательных стандартов образования -
влекут штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тридцати месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии.
7. Действия (бездействие), предусмотренные частями первой – шестой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –
влекут штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере шестидесяти месячных расчетных показателей с лишением лицензии.
8. Несоблюдение требований по обеспечению спортивным инвентарем и оборудованием мест проведения занятий и соревнований –
влечет штраф на юридических лиц в размере ста месячных расчетных показателей.
9. Ликвидация, изменение целевого и функционального назначения физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности, без создания равнозначных физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений –
влекут штраф на должностных лиц в размере пятисот месячных расчетных показателей.
10. Несоблюдение требований по обеспечению участников спортивных мероприятий медицинской помощью и допуску к ним спортсменов, не прошедших медицинское обследование в соответствии с нормативными требованиями, –
влечет штраф на юридических лиц в размере пятисот месячных расчетных показателей.
11. Деяние, предусмотренное частью десятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –
влечет штраф в размере одной тысячи месячных расчетных показателей.
Сноска. Статья 409 с изменениями, внесенными Законом РК от 29.12.2014 № 272-V (вводится в действие 01.01.2015).